Совсем скоро начало нового сезона...
Просмотрел свои публикации и увидел, что забыл про одну важную регулировку.
Сейчас исправляю это:
Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя на HONDA VT 500 C.
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и толкателем.
При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться.
При уменьшенном зазоре клапан не будет полностью закрываться.
При увеличенных зазорах затрудняется пуск двигателя, а работа его на всех режимах сопровождается стуками клапанов и толкателей.
При уменьшенных зазорах двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности.
Признаком малого зазора у впускных клапанов является «чихание» в карбюраторе, а у выпускных — «выстрелы» в глушителе.
Эти явления особенно заметны при работе двигателя на больших оборотах.
Продолжительная работа двигателя с уменьшенными зазорами приводит к обгоранию головок клапанов и их седел, а с увеличенными зазорами – к их разбиванию.
Есть старый народный (дорожный) способ определения стучащего клапана (при повышенном зазоре). Делается это с помощью сухой деревянной палочки. Один конец палочки зажимается в кулаке, а кулак прижимается к уху. Второй конец палочки прикладывается к клапанной крышке в разных местах. Стучит тот клапан, где окажется самый громкий характерный звук.
Впрочем, в нормальных гаражных условиях, можно воспользоваться и стетоскопом для этой цели.
Тем не менее, при регулировке, проверяются зазоры на всех шести клапанах. Если же после нескольких регулировок окажется, что стук именно этого клапана не прекратился, то придётся подвергать двигатель более тщательному осмотру и ремонту.
Таким образом, несвоевременная регулировка тепловых зазоров клапанов может привести к серьёзным техническим проблемам!
Прежде, чем начать регулировку, необходимо проверить наличие соответствующих инструментов.
1.Будет необходим набор щупов измерительных (для проверки величин зазоров между поверхностями). И в наборе этом обязательно должен быть щуп с толщиной 0.10мм.
2.Будет необходима пара специальных ключей для непосредственного вращения регулировочного винта и контргайки. Производитель мотоцикла рекомендует такие:
VALVE ADJUSTING WRENCH 07908 - KE90000
TAPPET ADJUSTING WRENCH 07908 – 0030200
Но, их можно заменить ключами на 10мм и 4мм… Такие ключи (в том числе специальные) имеются в магазинах авто-мотозапчастей.
3. Будет необходимо приспособление для откручивания резьбовой пробки на правой крышке картера двигателя.
4.Понадобятся наборы рожковых и торцевых ключей, отвёрток, шестигранников, пассатижи… Пригодится киянка. Возможно ещё что-нибудь.
Прежде чем начать регулировку, необходимо подумать о том, что для этого понадобится очень хорошее освещение. Кроме того, о том, что в открытые внутренние детали двигателя не должна попасть пыль!
Регулировка всегда производится на холодном двигателе!
Трансмиссия должна быть на нейтральной передаче.
На правой крышке картера двигателя находится резьбовая пробка, которую необходимо открутить. Пробка закрывает смотровое окно.
Открутив резьбовую пробку, в образовавшемся окошке видим ротор зажигания, на который нанесено несколько меток. Они нужны для установки коленчатого вала в нужное положение, при дальнейшей регулировке зазоров клапанов. Ротор потребуется вращать.
Ротор зажигания в центре крепится болтом к коленчатому валу. В смотровое окно видна головка этого болта. Она под торцевой ключ на 17мм. С его помощью необходимо вращать ротор. Впрочем, лично я, вполне эффективно использую для этого свечной ключ на 18мм.
Ротор зажигания (соответственно и коленвал) необходимо вращать по часовой стрелке.
Внутри снизу смотрового окна имеется контрольный указатель, с которым необходимо совмещать метки на роторе зажигания. Меток там много и они служат для разных целей, нас же сейчас интересуют только две:
1.Метка «F T» - это метка, на которой поршень первого цилиндра находится в верхней мёртвой точке (ВМТ). Все 3 клапана в этом положении закрыты. Именно в этом положении мы регулируем все три клапана на первом цилиндре.
2.Метка «R T» - это метка, на которой поршень второго цилиндра находится в верхней мёртвой точке (ВМТ). Все 3 клапана в этом положении закрыты. Именно в этом положении мы регулируем все три клапана на втором цилиндре.
Теперь переместимся в верхнюю часть двигателя. Для нормального доступа к регулировке зазоров клапанов рекомендуется снять с мотоцикла седло, бензобак… Возможно придётся снять воздуховод… Я бы даже посоветовал, для нормального контроля за процессом регулировки, снять целиком клапанные крышки на обоих цилиндрах. Кстати, тут и понадобится киянка, которой нужно будет аккуратно обстучать периметр клапанной крышки, чтобы она легче снялась. Снятые клапанные крышки также позволят проинспектировать другие детали двигателя, в том числе проверить моменты затяжек гаек.
Впрочем, для доступа к впускным клапанам, можно снять только соответствующие крышки, которые крепятся на 2 болтика каждая. Для этого тоже понадобится киянка. Доступ будет более – менее удобным.
А вот доступ таким образом к выпускным клапанам будет затруднён. Понадобиться открутить 2 соответствующие резьбовые пробки… Что-то увидеть там можно будет, но вот заниматься непосредственно регулировкой будет сложно. Хотя, конечно опытный мастер справится с таким неудобным положением.
Зазоры на всех 6 клапанах составляют одну величину: 0,10мм!
Я, перед началом непосредственной регулировки, несколько раз вращаю коленчатый вал (по часовой стрелке) и наблюдаю за работой клапанов, шевелю их пальцами, периодически делаю замеры зазоров щупами. Результаты этих замеров записываю на стенке гаража мелком. Здесь можно использовать постороннюю помощь, т.е. попросить товарища, чтобы он медленно вращал коленчатый вал, а самому можно спокойно уделить всё внимание на изучение работы клапанного механизма.
Для регулировки зазоров клапанов первого цилиндра необходимо метку "F T" совместить с контрольным указателем.
Для регулировки зазоров клапанов второго цилиндра необходимо метку "R T" совместить с контрольным указателем.
На выбранном для регулировки клапане отпускаем контргайку, затем немного откручиваем регулировочный винт. Между стержнем клапана и толкателем должен образоваться небольшой зазор. В этот зазор вставляем щуп толщиной 0,10мм. Затем закручиваем регулировочный винт. Закручиваем до небольшого сопротивления на щуп. Пережимать не следует! Щуп движем вперёд – назад. В нужный момент зажимаем контргайку. Проверяем. Делаем несколько вращений коленчатого вала. Снова проверяем. Если необходимо, то перенастраиваем. Так регулируем зазоры на всех 6 клапанах. Бесконечно перепроверяем, после нескольких вращений коленвала. Регулировка закончена? Делаем перерыв, а затем снова тщательно перепроверяем каждый клапан! Результаты записываем мелком на стене.
После этой регулировки всё собираем в исходное положение, готовим мотоцикл к пуску двигателя.
Запускаем двигатель, слушаем… Изучаем работу двигателя на разных оборотах.
Если появились сильные стуки или другие признаки неправильной регулировки, то глушим двигатель и повторяем весь цикл регулировки. Замеры зазоров записываем.
Если признаков неправильной регулировки нет, то проводим ходовые испытания мотоцикла.
По окончанию испытаний (при полном остывании двигателя), в любом случае, делаем контрольные замеры зазоров всех 6 клапанов. Результаты записываем.
Записи измерительных результатов позволят следить за динамикой регулировок и понять состояние клапанного механизма, выявить его слабые места.
Как часто нужно делать такие полные регулировки зазоров?
Всё зависит от режима и времени эксплуатации мотоцикла и от состояния деталей клапанного механизма.
Но! Если вы не храните мотоцикл как музейный экспонат, а периодически ездите на нём, то я посоветую делать это в начале сезона и… По необходимости, в период сезона.
Постепенно придёт опыт и контрольные замеры зазоров можно будет легко делать даже раз в неделю.
Прикрепленные изображения