Пролог
Вы, янки, постоянно пишите книжки про свои обалденные переживания. Потом, наверное, в кино продадите. (с) «Однажды в Ирландии»
Данная поездка задумывалась практически сразу после предыдущей, оформилась к февралю и чуть не пошла прахом в июле. За месяц до старта я устроился на вторую работу, чтобы хоть как-то найти денег на крайне дорогой норвежский бензин. Параллельно я сдавал сессию, закрывал долги на основой работе, катался на мотоцикле исключительно по городу и не особо за ним следил, дома только спал, хозяйство не вёл и т.д. За неделю до старта, во время подготовки к экзамену (мат. анализ), я решил сгонять из гаража за квасом, что обошлось мне в 9’000 руб. Сказалась общая усталость и отрешённость, это моё первое ДТП за шесть лет, с момента получения прав. В день старта, 1 июля, я выяснил, что мотоцикл быстрее 80 км/ч не едет. По городу-то особо не разгонишься, а тут, нагруженный всяким хламом, на трассе, ехать он отказался наотрез. Весь день я перебирал карбы и мучал расспросами то Бенжамина, то Пыхера, то форумчан, к вечеру стало ясно, что в таком состоянии я уже ничего не исправлю. На утро 2 июля на эвакуаторе Тимофее поехал к Дрону с ТА-форума, который сделал всё абсолютно то же самое что и я (за исключением совсем тонких материй), но категорично заявил, чтобы я купил новые свечи. И плевать, что старые прошли чуть меньше тысячи. В итоге, мотоцикл поехал, как не ехал никогда. Обошлась мне данная поездка в 6’300 руб. Я пишу все эти цифры потому, что изначально сие путешествие задумывалось, как бюджетное, не смотря на его географию. Я ещё не считал общую сумму, поэтому сам не знаю результата.
Мотобухта
3 июля я стартовал в 6:18 с показаниями одометра 56413. Все мои кофры были наполнены стандартным набором инструментов и шмоток, а сзади меня, прикидываясь водительской спинкой, лежал рюкзак, забитый едой на две недели. Надеясь на хорошую погоду, я планировал днёвку-поход по тундре, может даже две. Виза у меня была открыта заранее, обошлась она со всеми страховками и прочей лабудой примерно в 7’000 руб. Еда (каши, ролтоны, тушло, сыр-колбаса) в 5’822 руб. Это всё было прикинуто ещё весной, большая часть весной и закуплена, ибо это моя гаражная еда. Были куплены и нормальные мотоботы, но в стоимость я их не включаю, так как считаю обязательной покупкой (спасибо Хуго за наводку). А вот дождевик я не догадался проверить. Более того, я даже не и знал о том, что за три года его основа рассыплется в лоскуты и начнёт пропускать воду. К чести дождевика, пропускать он начал только там, где я сидел, т.е. на самом интересном месте. Примерно в районе Ярославля мои трусы уже можно было выжимать, в районе Вологды – выливать воду из ботинок. Конечно, боты waterproof, но с моим везением последних недель они просто обязаны были промокнуть. Вода тупо натекла через штаны. Из плюсов: во-первых, я впервые видел лося под знаком «Осторожно, лоси», во-вторых, я успел увернуться от чайки, которая летела мне прямиком в ветровик.
Изначально встать я хотел на берегу Онеги в чудесном кемпинге «Вытегория», поставить палатку, попить ароматного чая, пройтись с фотоаппаратом по окрестностям и пофотографировать зайчиков и белочек, которые обязательно должны выбегать на тропинку передо мной в этих сказочных местах. Конечно, после целого дня под дождём (ливнем), с мокрой одеждой от пояса и ниже, о палатке я уже думал с лёгкой смесью истерики и ужаса. Первые два дня поездки для меня лично всегда тяжёлые и прикаточные, как бы сильно я её не ждал (смотри пролог про обалденные переживания). Докатился до Медвежьегорска, поселился в эко-отеле «Большая медведица», где мы отдыхали с женой два года тому. Итог дня: дорога через Вологду отличная, бензин полное дерьмо, и чем ближе к Карелии, тем хуже. Расход вырос до 8-10 л/сто км., в дальнейшем лил только АИ-95. По сторонам я почти не смотрел, большую часть дороги я дальше обочины просто видно ничего не было.
Бензин 3’532 руб., гостиница 2'000 руб., магнитик 100 руб.
4 июля 2019 года мне исполнилось 30 лет. Я не ожидал столба света с неба и голоса «Теперь ты совсем взрослый», но день всё равно начался не обычно – дождя не было! Удалось даже достать фотоаппарат и позволить себе час свободного времени, тем более что последний раз в этом месте я был в начале января. Ещё накануне на трассе начали появляться мотоциклисты явно попутного направления, часть из них осело там же, где и я. Настоящая тусня началась на Р-21 «Кола». На одном из ремонтов дороги светофор не пускал поток 40 минут, благодаря чему там образовалась толпа из 15 байков. В Лоухах на заправке (кстати, всё изменилось, теперь это лучшая заправка на этом направлении) – байков 40-50. Как и говорил как-то Падучий, слёт начинается задолго до поляны – дорога-то одна.
Ехать в колонне мне не хотелось, поэтому я достаточно оперативно в своём ритме добрался до Кильдинстроя, где осел в проверенном хостеле «На Крючке». Это относительно цивильная дыра, где живут командированные дорожные рабочие, в полузаброшенном посёлке недалеко от Мурманска. Пришлось закупить салфеток для просушки обуви. Через час появился мой сосед, дядька на Варе из Кирова, но выпивать не хотелось, надо было отдохнуть перед Териберкой.
Итог дня: дорога отличная, как и три года назад, но очень интенсивно ремонтируется, из-за этого на некоторых участках был очень злой грейдер. Дорожники срывают сопки, сглаживают трассу, укрепляют. Построили пару новых мостов, почти доделали отворот на Кемь. Вообще, данная движуха на севере очень приятно удивляет и радует. В самом Мурманске вообще какие-то невероятные развязки просто фантастического вида. Бензин – дерьмо, нормальный только в Лоухах, как было написано выше.
Топливо 2’533 руб., хостел 500 руб., безалкогольное пиво, салфетки и минералка 119 руб.
5 июля, насладившись тушёнкой с гречкой и растворимым кофе, я двинулся в сторону Териберки, через легендарную Роснефть, ближайшую к пункту назначения заправку. Запас топлива у меня был 15 литров. Изначально я ну очень-очень хотел доехать до Дальних Зеленцов. Это примерно 50 км. грейдера и 30 км. тропинки через тундру с огромными валунами и бродами. Фотографии оттуда изумительные, поэтому воображение невольно рисовало дивные картины солнечного края с жёлтыми лишайниками и сочной зеленью заполярных трав. Но у природы были несколько другие планы. Проехав 100 км. в облаках я уже понимал, что вряд ли я поеду в ДЗ. На перекрёстке Мурманск – Териберка – Туманный мои сомнения подтвердил дождик, температура упала до +5. Но, надо было хотя бы посмотреть дорогу! Так вот, дорога оказалась очень плохой. Хотя, по ней даже ходят автобусы больше одного раза в неделю. Формула «больше скорость – меньше ям» просто не работает. Надо, кстати, проверить диски, я не уверен, что я их там не погнул. Через пять километров к этому всему добавился ветерок, своими порывами чуть не сдувший меня с первой же сопки. Короче, я решил, что моя нежная натура ещё не достаточно эндуро (вообще, я изначально не хотел сюда соваться один, но потенциальный попутчик не смог выбраться).
А дорогу на Териберку как раз ремонтировали! Это же просто удача! Дороги направления такого типа ремонтируются так: приезжают 20 КАМАЗов песка, вываливают всё на одну из полос, грейдер это всё раскидывает по участку, получившееся утрамбовывается катком. Угадайте, что произошло, когда я решил затормозить как раз перед этим самым проклятым катком? Дождь же идёт, я и не знал, что я уже еду по песку. В общем, по самой Териберки я тормозами не пользовался. У верхней ГЭС дорогу просто откровенно размыло, передвигался «выпустив шасси». При том, что у меня Mitas E-07 я даже тронуться не мог, чтобы заднее колесо не снесло в космос. Не знаю, сколько я ехал, но прибыл я достаточно быстро, около десяти я уже был на поляне. Познакомился с Олегом на Африке и его женой, встал лагерем с ними. Фестиваль описывать не буду, и так понятно, что мы там не хороводы водили.
Итог дня: «техника проедет любая», чехол на фотоаппарат от дождя – вещь очень специфическая, бальзам «Тундра» пока лучший аналог Егермейстера.
Топливо 911 руб., толстовка Мотобухты 4’000 руб., стоит своих денег, въезд на фестиваль 1’000 руб., ИМХО, очень дорого.
6 июля утром стало немного лучше, во всяком случае, кончился дождь. Зеккил с напарницей уже стояли у «нашего» костра, планы на день были крайне неопределёнными. Кстати, приехавшие после меня, утверждали, что благодаря ремонту дороги, вчера падали практически все. После меня песок разбросали по ещё большему участку трассы, а туман намного гуще.
Основной задачей на день было проверить эндурные качества Трансальпа на поездке к водопаду. Мотоцикл пре-вос-ход-ный. Правда, мне особо и сравнивать не с чем, но для моих задач – более чем. Водопад – прекрасен и величественен. Именно таким должен быть край материка – обрыв, уносящий в Великое Северное Ничто пресные воды рек и ручьёв. Снова погода была против съёмок, но кое-что получилось.
Пожалуй, если бы не мокрые ноги, можно было бы и провести больше времени, гуляя по сопкам, но решение двигаться дальше пришло под воздействием двух обстоятельств. Во-первых, Радик на Африке сообщил, что только с Нордкаппа, и там только два солнечных дня в году, в которые он, конечно, не попал. Во-вторых, gismeteo клялся, что в районе того же Нордкаппа через день будет ясно и безоблачно, как в Сахаре летом. Добрые сотрудники ДПС удовлетворили мою просьбу о прохождении алкотеста, и, увидев нули на экране, я за полчаса собрал лагерь, оставил Олегу канистру, которая уже явно была лишней, и, забыв у костра свою термокружку, умчался в Мурманск. Мчался я со скоростью среднего велосипедиста, так как видимость быстро упала метров до 15-20. В конце грунтовки встретил Серёгу Брата и Настю, которые морально поддерживали круизёровода, менявшего переднюю камеру. Спасибо им за тёплый чай и банан!
Переходить границу в «Лотте» я решил изначально, наслушавшись страшных историй об отнятых норвежцами консервах у нищих русских туристов. Этот же маршрут мне рекомендовал и Радик. До МАПП ведёт достаточно хорошая дорога, к тому же практически пустая. Важное обстоятельство: пропускной пункт работает до 21:00. Я, конечно, про это напрочь забыл, так как у меня не было в планах пересекать границу вечером. На русской стороне при прохождении паспортного контроля я узнал, о чём я ещё забыл. Виза у меня с 7 июля, а приехал я 6 июля. При этом я не первый такой забывчивый, и одного такого фины уже развернули сегодня днём. Время 20:32, варианта два – или ночевать перед границей в кемпинге, или, рискуя застрять в нейтральной полосе на ночь, ехать в ЕС. Скорее всего, меня спас мой достаточно несчастный вид, дождь и то обстоятельство, что до начала действия моей визы оставалось чуть больше трёх часов. На русско-английском я рассказал, как давно я хотел попасть в Лапландию, как долго я в пути, и вообще, какой я молодец. На просьбу показать подтверждение проживания пришлось предъявить письмо из «корзины» той фейковой брони, которую я делал ещё для визы. При этом у меня не спросили ни гринкарту, ни мед. страховку, и даже не смотрели кофры. При всех прошлых злоключениях это было просто чудо! Через полчаса, поднимая мотоцикл на парковке супермаркета, я напомнил себе, что чудо чудом, а расслабляться не стоит. Правда уже через 15 минут именно расслаблению, а так же тотальной просушке, я и предался в финском кемпинге.
Итог дня: фестивали – это прикольно, но долго стоять на одном месте очень тяжело. Север – это всё-таки север, не надо забывать об этом. Мотоцикл – это всё-таки мотоцикл, не надо забывать об этом. Чисто проехать грунт и завалиться на асфальте – это глупо.
Топливо 1’341 руб., хотдог и кофе 310 руб., кабина в кемпинге 35 евро (2’485 руб.), симка 5,9 евро (419 руб.)