Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
moheve

moheve

    Ветеран Форума

  • Администраторы
  • 12 068 сообщений
  • ПроживаниеМосква
  • Мотоцикл:Нет пока
Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов http://fb2lib.net.ru/read_online/62774 Дэвид Л. Хафф Annotation Кататься на мотоцикле легко и просто. Куда труднее избежать многочисленных неприятностей – от внезапно поворачивающих налево на перекрестке автомобилей до шаткой доски в деревянном настиле через железнодорожный переезд. Эта книжка содержит описания аварий – реальных и тех, из которых в последний момент удалось «вырулить». Мотоциклисты, с которыми это случилось, не заметили опасности или не знали, как себя вести в опасный момент. Если вы катаетесь давно и ездите далеко, и вы, возможно, попадали в подобные ситуации. Тот, кто к ним не готов, выносит урок из случившегося, убирая разбитый мотоцикл с дороги... Книга не случайно издана в карманном формате. Возьмите ее в дорогу и пролистывайте в свободную минуту. Почаще напоминайте себе о возможных опасностях и заранее продумывайте, как их избежать – тогда вы будете готовы к тому, что случится на дороге сегодня. Тысячи читателей журнала Motorcycle Consumer News так и поступают, из их писем и выросла эта книга. Надеемся, она пригодится не только новичкам, но и ветеранам – освежить память. * Дэвид Л. Хафф o Об авторе o Посвящение o Предисловие редактора o Введение o Опасность: выезды из двора o Стрелки – это каток o Убить задним ходом o Ловушки для мотоциклов o Слепящие фары o Мертвая зона o Еще раз о мертвой зоне o Прыгающая доска o Резвящиеся Бэмби o Опасная ступенька o Байк-буфер o Опасный автобус o Удар по центру o Большие неприятности o Придурок за рулем o Коварная грунтовка o Двойная проблема o Продольные неровности o Еще раз о продольных неровностях o Показательное падение o Не гоняйтесь на дорогах o Падение в гравий o Еще раз о продольных неровностях o Спрятавшийся автомобиль o Хайсайд o Спущенные шины o Убийственный поворот o Авария при смене полосы o Последний взгляд o Повторяю еще раз – бойтесь поворачивающих налево o Грязная авария o Магистральные маньяки o Соседская собака o Выход с автострады o Скользкая дорога o Неправильный поворот o Еще раз о парковках o Опасный обгон o Обгон колонны o Еще раз об обгонах o Сила предвидения o Езда вдвоем o Железнодорожный переезд o Смотрите направо o Мокрая дорога o Дорожная акула o Полная остановка o Поспешный проезд o Песчаная весна o Средство от акул o Шокирующая правда o Опасная тишина o Сигнальная ошибка o Остановка на скользком покрытии o Горное скольжение o Дым из-под колес o Подсказка на перекрестке o Опасная погоня o Гудроновые змеи o Поворот приезжего o Дорожный триал o Летающие покрышки o Касания в поворотах o Скользкая ситуация o Срезанный поворот o Падение на рельсах o Левый поворот o Мокрые кирпичи o Белый бордюр o Вобблинг o Боковой ветер o Деревянный мост o Строительные неприятности Дэвид Л. Хафф Дорожная стратегия Учебник по выживанию для мотоциклистов По материалам Motorcycle Consumer News Об авторе Дэвид Л. Хафф – известный мотоциклист и автор. Много путешествует по Северной Америке и Европе. Дэвид сам ремонтирует свой байк. Немало проехав на мотоциклах – обычном и с коляской, по дорогам и вне их – он накопил уникальный мотоциклетный опыт. Уже 25 лет Дэвид ездит на мотоцикле каждый день. Он автор многих статей и книг. Самая известная его работа – серия статей «Искусное вождение мотоцикла» – отмечена призом Motorcycle Safety Foundation. Профессиональный художник и фотограф, работающий в сфере авиастроения, Дэвид сам проиллюстрировал все свои советы. В свободное время Дэвид создал первую в мире систему обучения вождению на мотоцикле с коляской. Он консультирует по вопросам безопасности и обучения инструкторов ряда мотоциклетных организаций в США и других странах. Посвящение Эта книга посвящается всем инструкторам, обучающим искусству безопасного вождения мотоцикла. Они щедро делятся своими знаниями в классах и на полигонах, чтобы ученики начали водить более умело и уверенно. Конечно, эта работа не так увлекательна, как работа хирурга, собирающего по частям жертву аварии. Но инструкторы тоже помогают людям избежать боли – и аварий. Предисловие редактора Это книга спасет вашу жизнь. О скольких книгах, которые вы прочли, можно сказать то же самое? Редакция Motorcycle Consumer News получает много писем, адресованных Дэвиду Л. Хаффу. Иногда нам приходится пересылать их ему мешками. Читатели часто просят Дэвида помочь выбрать экипировку или посоветовать маршрут для путешествия. Дэвид всегда подробно отвечает на такие письма. Он опытный водитель и механик, много путешествует и умеет рассказывать интересные истории. Приятно посоветоваться с таким парнем. Иногда письма приходят от людей, попавших в аварию. Они спрашивают Дэвида, что они сделали неправильно, и был ли шанс выйти из ситуации без потерь. И Дэвид помогает разобраться в случившемся, вынести урок и вернуться за руль. А приятнее всего читать письма, когда люди благодарят Дэвида за советы, которые помогли им избежать аварии. Трудно представить большую награду, чем письмо, где тебя благодарят за спасение жизни. И мне понятно, почему Дэвид тратит столько времени на эту работу. Деньги тут явно не причем – те же усилия, приложенные в другой области, принесли бы ему гораздо больший доход. А еще мне кажется, что Дэвид очень ценит чувство мотоциклетного братства, особые узы между абсолютно непохожими в обычной жизни людьми. Думаю, это и заставляет его самоотверженно трудиться в качестве инструктора. Прочтите истории, собранные в этой книге, комментарии Дэвида и запомните их. «Будь готов!» – как говорят бойскауты. Не нужно бояться ездить на мотоцикле, просто будьте собранными и сосредоточенными. На этих страницах – реальный человеческий опыт, и любая крупица его может оказаться жизненно важной. Редакция Motorcycle Consumer News очень гордится сотрудничеством с Дэвидом и тем, что мы издаем эту книгу. Желаю всем безопасных и интересных поездок! Дэйв Сирл, Редактор журнала Motorcycle Consumer News Введение Я начал писать эту книгу в 70-х. Тогда я работал в компании «Боинг» и ездил в офис через весь Сиэтл. Мотоциклы были далеко не так популярны, как сейчас, а какая-либо информация о приемах вождения была почти недоступной. Я решил написать книгу, которую можно читать урывками, в свободную минуту. Отрывки из нее я зачитывал на ежемесячных собраниях Мотоклуба сотрудников компании «Боинг», где на общественных началах был координатором по безопасности. Попутно я стал раздавать эти материалы знакомым мотоциклистам. Кое-что из этих советов попало в Washington Departament of Licensing, и мне предложили включить их в состав материалов, выдаваемых водителям при получении водительского удостоверения. В начале 80-х годов в Motorcycle Safety Foundation узнали о докладах в Мотоклубе «Боинга» и попросили написать серию советов специально для них. Я согласился в надежде, что MSF станет бесплатно распространять их через свои издания, организации, продавцов мототехники и департаменты, выдающие водительские права. Я послал им первую часть из сорока советов и стал ждать результатов. Через несколько лет MSF открыла курсы по повышению мастерства для мотоциклистов, и я увидел несколько моих советов – они были напечатаны в урезанном виде на задней обложке методички для инструкторов. Так мои труды стали распространяться по Америке… В начале 80-х я начал публиковать и статьи в журнале Road Rider (теперь Motorcycle Consumer News – MCN). Серия «Искусное вождение мотоцикла» выходит уже много лет, по ней издана книга. Серия имела успех, но я заметил, что многие мотоциклисты предпочитают статьи покороче, чтобы их можно было читать на работе во время перекуров или в мотоклубе в ожидании начала мероприятия. Даже через 25 лет после старта серии MCN получает письма от читателей. Они помнят самые первые короткие советы, побудившие их совершенствовать навыки вождения или сохранившие жизнь в опасной ситуации. Фред Ро, став редактором журнала, попросил MSF разрешения опубликовать мои советы из методички для инструкторов. Те разрешили. Фред опубликовал все мои материалы в первоначальном, развернутом виде – в стиле, пародирующем методичку MSF. Что ж, могла бы получиться отличная первоапрельская шутка. Я знаком со многими инструкторами MSF и знаю, что они читают MCN. Представляю, как они в недоумении листали свою методичку в поисках советов, которых в ней нет… Чтобы усилить эффект, я попросил Фреда не ставить мое имя под этими статьями. Однако, шутка не удалась – «Дорожная стратегия» не попала в апрельский номер MCN. Ее опубликовали в мае 1995-го. А через пару месяцев у MSF начались финансовые трудности, и многие сотрудники были уволены. Фред не распознал пародии и попросил меня писать такие статьи и дальше. Я писал их до весны 2000 года, пока не отправился в дальнее путешествие. Потом мы встретились с Фредом на Мотоциклетном слете в Нью-Йорке. Он сказал, что несмотря на популярность серии, вынужден прервать ее, есть более важные статьи. Я обрадовался, что избавился от этой обязанности. Никто из читателей не прислал письма в защиту серии. Но, к нашему удивлению, опросы читателей MCN показали, что рубрика «Дорожная стратегия» очень популярна. Фред прислал мне по электронной почте неистовое письмо, и я быстро написал несколько новых советов в очередной номер. Круг замкнулся. Возможно, кому-то нравятся подробные многостраничные описания с рисунками и векторными диаграммами, но многие мотоциклисты любят короткие статьи, которые можно прочесть за пару минут. В этой книге нет разделов. Каждый совет в ней самостоятелен. Прежде чем приступить к чтению, запомните: все советы исходят из реальной аварии или из ситуации, которая чуть к ней не привела. Возможно, чтение книги вызовет у вас приступ паранойи. Не отчаивайтесь, вряд ли вы встретитесь со всеми этими ситуациями в жизни. Листайте эту книжку в свободную минуту, открывайте на любой странице – а вдруг именно она поможет вам справиться с трудной ситуацией и радоваться сиянию дня дальше?… Дэвид Л. Хафф Опасность: выезды из двора Не теряйте концентрации между перекрестками Вы не спеша катитесь по тихой улице. Движение не плотное, дорога отличная, прекрасно видно все, что происходит впереди. Подъезжая к перекрестку, вы кладете пальцы на рычаг тормоза и внимательно смотрите по сторонам – нет ли машин, велосипедистов или пешеходов. Все спокойно, вы добавляете газу и продолжаете ехать в свое удовольствие. Посреди следующего квартала прямо перед вами из двора, выезд из которого закрыт припаркованными автомобилями, неожиданно выезжает машина. Вы успеваете нажать на тормоз, удерживая колеса на грани юза. Но даже при грамотном торможении избежать столкновения не удается. Переднее колесо мотоцикла врезается в левую дверь машины, водитель которой заметил вас и в панике ударил по тормозам. Перекрестки опасны, и вы мудро поступаете, готовясь к экстренному торможению заранее. Мы склонны забывать, что выезды из дворов – по сути те же перекрестки. Только с них хуже видно, что творится на улице. Статистика говорит: 13 % аварий (и 17 % всех смертельных исходов) происходит на выездах из дворов. Проезжайте их так же, как оживленный перекресток. Снижение скорости с 40 до 30 миль в час уменьшает тормозной путь вдвое. Постарайтесь выбрать такое положение на полосе, откуда лучше видно, что происходит впереди. Время до начала торможения ощутимо сократится, если держать пальцы на рычаге тормоза. Стрелки – это каток Эти стрелки на дороге – скользкие как лед Вы в наклоне съезжаете с автострады. Съезд кончается, и вы должны уступить дорогу. Вы аккуратно притормаживаете, мотоцикл понемногу выпрямляется, вы сильнее давите на рычаг тормоза. Вдруг переднее колесо теряет сцепление с дорогой и начинает скользить в сторону. Вы отпускаете передний тормоз, чтобы избежать падения, и зад мотоцикла тут же начинает вилять. Вы продолжаете давить на задний тормоз, чтобы избежать хайсайда, удерживаетесь на колесах и даже останавливаете мотоцикл. Но – уже далеко выкатившись на дорогу. К счастью, водители увидели вас и уклонились от столкновения. Стрелки на асфальте, которые указывают направление, делают из специального износостойкого материала на основе пластика. Они становятся предательски скользкими, как только на них попадет хоть немного масла или воды. Выбирайте траекторию движения так, чтобы не наезжать на них. Если это невозможно, энергично, полностью гася скорость, тормозите перед ними и отпускайте тормоза, как только на них въедете. Убить задним ходом Не удивляйтесь, если машина неожиданно сдала назад на стоянке Вы решили быстренько сгонять в магазин. Сложив покупки в кофр, вы отстегнули замок с диска, надели шлем, застегнули куртку и завели мотор. Не терпится попасть домой и, глянув по сторонам, вы убираете боковую подставку и быстро едете к выезду со стоянки. Чего вы опасаетесь, проезжая между рядами припаркованных машин? Брошенных тележек, резвящихся детей и едущих навстречу машин. Но дорога впереди свободна, только какой-то парень складывает покупки в багажник. Вот он подошел к пассажирской двери, видимо, еще не закончил погрузку, и вы перестаете обращать на него внимание. Пассажирская дверь хлопает, и… автомобиль задом выезжает вам наперерез. Вы пытаетесь оттормозиться, но бампер машины надвигается слишком быстро. Несильный удар. Вы слезаете с мотоцикла. Осмотр показывает, что повреждений нет ни у кого, но два разъяренных парня лезут на вас с кулаками, объясняя, кто тут не прав. Оказывается, в машине все же сидел водитель. И конечно, он не мог вас видеть, раз вы не видели его. Транспортное средство, в которое люди садятся или из которого выходят, может начать двигаться в любой момент. Будьте внимательны. Если сбросите скорость, у вас – в случае чего – будет больше времени. Неплохо еще и держать пальцы на рычагах тормоза и сцепления. Ловушки для мотоциклов Еще одна причина не занимать середину полосы Вы едете домой с работы в час пик. Машины еле ползут, кажется, все светофоры в городе зажигают перед вами красный свет. Вы боитесь, что двигатель перегреется и ждете первой возможности ускориться. На светофоре вы становитесь впритык к бамперу автомобиля впереди, чтобы заставить его поскорее тронуться, когда загорится зеленый. Увидев, что на светофоре на пересекаемой улице загорелся желтый, вы включаете первую передачу. Вам загорается зеленый, машина трогается и вы вслед за ней. Спустя мгновение переднее колесо мотоцикла куда-то проваливается, и вы летите через руль. Под скрежет тормозов вокруг вы скользите на животе прямо в центр перекрестка, не понимая, что же стряслось. Все просто – строители прикрыли яму на дороге металлическим листом, а проезжавшие машины его сдвинули. Автомобиль впереди вас пропустил яму между колес, а мотоцикл угодил точнехонько в нее. А не заметили вы яму потому, что, вплотную приблизившись к машине, «потеряли» дорогу впереди. В спешке не взглянули на дорогу и после того, как машина тронулась. В пробке не «утыкайтесь» в переднюю машину, держите дистанцию – не менее длины мотоцикла. Так виднее, что творится впереди, да и водителю легче вас заметить. Лучше ехать не посреди полосы, а по колее левых колес машины впереди вас, чтобы избежать ям, луж масла и прочих неприятностей. Слепящие фары Глядите на обочину, чтобы вас не ослепили Вы едете домой после выходных, проведенных на колесах. Путь оказался длиннее, чем вы рассчитывали, и вы возвращаетесь позже, чем думали. Движение плотное, как обычно в воскресенье вечером. Садящееся солнце светит прямо в глаза. Все равно придется ехать ночью, так почему бы не отдохнуть немного? На ближайшей заправке вы заливаете бензин, проверяете, все ли лампочки горят, и отправляетесь перекусить. Пока несут заказ, вы меняете тонированное стекло шлема на обычное (предварительно вымытое с мылом и тщательно протертое). Не терять же на это время на трассе. Поужинав, вы продолжаете свой путь. Асфальт кажется совсем черным, и фары встречных машин ненадолго ослепляют вас. В хорошем наклоне вы проходите очередной поворот, и кто-то ослепляет вас не отрегулированным светом. Когда зрение возвращается, вы уже несетесь прямо по обочине. С большим трудом сохранив равновесие, вы все же возвращаете байк на дорогу. А грозила серьезная авария… Перед ночной поездкой проверьте, горят ли габариты и фары, и поменяйте тонированное стекло шлема на вымытое прозрачное. Помните, после того, как яркий свет ослепил глаза, им нужно время на адаптацию. Поэтому, выйдя ночью из освещенного помещения и садясь на мотоцикл, дайте глазам попривыкнуть к темноте (или за пару минут до выхода наденьте темные очки). Потребуются несколько секунд, чтобы начать снова видеть, после того как на трассе вас ослепили фары встречной машины. Один мотоветеран советует при разъезде со встречными смотреть на разметку, отделяющую дорогу от обочины. Тогда вас не ослепит и, разминувшись, вы сможете сразу же сосредоточиться на дороге. Мертвая зона Видит ли вас водитель на соседней полосе? Вы едете по автостраде. Движение плотное, машины идут бампер в бампер. Вы максимально собраны и стараетесь ехать так, чтобы спереди и сзади от вас было достаточно места. И вот вы видите, что правая полоса закрыта на ремонт, и все машины с нее пытаются влиться в вашу полосу. Грузовик справа включает поворотник и начинает смещаться левее. Вы притормаживаете, чтобы вежливо его пропустить, и тоже принимаете влево, чтобы быть заметнее и иметь больше места для маневра. Но как только грузовик перестраивается, микроавтобус, который ехал за ним, тоже принимает влево, прямо на вас. Вы выруливаете на обочину, чтобы избежать столкновения, ускоряетесь и подъезжаете к водительской двери микроавтобуса, отчаянно сигналя. Водитель наконец-то замечает вас, но только пожимает плечами и притормаживает, чтобы пропустить вас перед собой. Мотоциклист должен всегда помнить, что байк гораздо труднее заметить, чем машину – особенно водителям высоких транспортных средств. Водитель микроавтобуса скорее всего посмотрел в зеркало, но просто не увидел мотоцикл, спрятавшийся в мертвой зоне. Не стоило просто тащиться вместе с пробкой, рискуя оказаться в мертвой зоне. Вы могли бы ехать рядом с водительской дверью микроавтобуса, тогда его водитель видел бы вас. А еще можно было бы перестроиться вправо за микроавтобус, чтобы потом снова влиться на левую полосу. Лучше потерять место на полосе, чем жизнь. Еще раз о мертвой зоне Ехать в мертвой зоне значит напрашиваться на неприятности Приятный летний вечер, город расцвечен нарядными огнями. Большой V-твин несет вас вдоль бульвара. Все просто прекрасно, вот только движение чуть оживленнее, чем вам хотелось бы. Вы делаете вид, что не замечаете восхищенных взглядов, провожающих байк, но вам приятно сознавать, что время и деньги, затраченные на полировку и раскраску байка, не пропали даром. Неожиданно водитель слева перестраивается на вашу полосу без поворотника. Он будто специально собрался вас протаранить! Потом он резко тормозит и начинает поворачивать к какому-то магазину. В панике вы давите на сигнал и пытаетесь вывернуть, чтобы избежать столкновения. Наконец водитель заметил вас и ударил по тормозам. Но поздно – байк падает, скользит и въезжает прямо под машину. Вам удается скатиться с него и тем самым избежать серьезных травм, но вся полировка и раскраска полностью загублены. Какой бы легкой и приятной не была поездка, не надо расслабляться. Постоянно следите за другими участниками движения. Даже сверкающий хромом мотоцикл непросто заметить вечером. Водитель машины безусловно виноват, но вам от этого не легче, ведь мотоцикл разбит. Есть тут и часть вашей вины – вы ехали у него в мертвой зоне, напрашиваясь на неприятности. Прыгающая доска На переездах могут быть незакрепленные доски Вы едете по промышленной зоне. На пути вам попадается много железнодорожных переездов. Вы особенно осторожно проезжаете их, опасаясь потерять сцепление с дорогой. Подъезжая к очередному переезду, вы видите, что навстречу вам двигается огромный грузовик с прицепом. По вашим расчетам, вы проедете переезд одновременно. Вы удивляетесь на секунду, что обратили на него внимание, и решаете сохранить траекторию и скорость. Однако перед самым переездом что-то заставляет вас передумать. Вы замедляетесь и смещаетесь правее, чтобы оставить грузовику больше места. Как только грузовик въезжает на деревянный настил между рельсами, одна из досок подпрыгивает на целый фут прямо посреди вашей полосы. Очевидно, она не была как следует закреплена. Если бы вы не снизили скорость и не приняли правее, вас ждали бы большие неприятности. Иногда вы не осознаете опасности, но что-то заставляет вас осторожничать. Ваш мозг принимает во внимание множество деталей, сознание же обрабатывает лишь малую часть. Именно такое внимание к мелочам помогает уменьшить вероятность аварии. Резвящиеся Бэмби В оленьих местах следует быть готовым к экстренному торможению Раннее летнее утро. Вы несетесь по загородной трассе подальше от города с его пробками и заторами. Узкая дорога изгибается среди редких деревушек и тенистых лесов. На такой дороге могут быть свои сюрпризы, вроде посыпанного гравия или мокрых листьев. Поэтому вы надели полную защиту – кожу, перчатки, интегральный шлем – и не собираетесь ее снимать, несмотря на припекающее солнце. Вы едете достаточно агрессивно, замедляясь только перед узкими мостами или в населенных пунктах, где много выездов со дворов. И вот вы видите знак, предупреждающий, что на дорогу могут выбегать олени. Вы не сбрасываете скорость, но начинаете внимательнее следить за обочинами. Проходя очередной крутой поворот, вы боковым зрением замечаете какую-то коричневую тень в левом кювете. Наверное, бревно или картонная коробка, решаете вы, но в этот момент тень поднимает голову, и вы понимаете, что это олень. Он спокойно стоит, жует и смотрит на вас. Вы решаете просто проехать его, без каких-то дополнительных действий. Но когда вы почти поравнялись с ним, олень вдруг выпрыгивает на дорогу прямо перед вами. Вы пытаетесь оттормозиться и объехать его, но он скачет из стороны в сторону. Столкновение, и вы оба на лежите асфальте. К счастью, никто из вас не пострадал. Олень убегает, вы поднимаете байк и мысленно поздравляете себя за выбор экипировки. Увидев знак, предупреждающий о диких животных, снизьте скорость и приготовьтесь к экстренному торможению. Олени обычно начинают действовать, когда вы подъезжаете к ним совсем близко. Увидев оленя, даже спокойно стоящего, сразу начинайте тормозить, особенно если он смотрит на дорогу. Скорее всего, он подпустит вас поближе и прыгнет на дорогу прямо перед вами. Опасная ступенька Граница срезанного асфальта может выбросить вас из седла Наконец-то выходные. Приятно оседлать свой байк и отправиться в поездку подальше от забот. Погода прекрасна, мотоцикл едет превосходно, впереди два дня путешествия. Дорога хорошо знакома, вы знаете тут каждый поворот, так что можно прибавить газу. Через несколько миль вы с удивлением замечаете, что дорога присыпана какой-то пылью. И вот за поворотом вы видите, что впереди дорожные работы. Вы сбрасываете скорость. Поравнявшись со знаком «Неровность» (BUMP), вы привстаете на подножках, готовясь встретить удар. Однако граница срезанного асфальта проходит не под прямым углом к дороге. Кроме того, строители присыпали его гравием. Как только переднее колесо попадает на это участок, мотоцикл начинает тащить к обочине. Вы падаете набок. Ничего страшного не случилось, только несколько царапин от гравия. Знак «Неровность» (BUMP) означает любой перепад уровня дорожного полотна. Ступенька совсем не обязательно должна идти под прямым углом к дороге. Продольные неровности особенно опасны, на них затруднено контрруление, соответственно байк управляется гораздо хуже. Чтобы избежать таких ловушек, следует проезжать их под углом, максимально близким к прямому. Байк-буфер В плотном потоке держите пальцы на рычаге тормоза Воскресным вечером вы возвращаетесь домой после поездки. Движение на автостраде плотное и быстрое. Солнце пекло весь день, вы устали, но вынуждены поддерживать высокую скорость, чтобы держаться в потоке. Съехав с автострады, вы с облегчением вздыхаете, и не спеша едете домой по четырех полосной улице. Вы держите достаточную дистанцию, поэтому перед вами постоянно вклиниваются нетерпеливые водители. Вы решаете уменьшить дистанцию и на всякий случай кладете пальцы на рычаг тормоза. Боясь опоздать, вы бросаете короткий взгляд на часы, а когда поднимаете голову, стоп-сигналы передней машины уже горят. Вы тормозите изо всех сил, но дистанции не достаточно. Переднее колесо врезается в бампер, почти сразу под визг тормозов задняя машина бьет мотоцикл в хвост. Никто не поранился, но байк придется ремонтировать, да и домой вы сегодня точно опоздали. Не расслабляйтесь к концу маршрута. Не стоит думать об опоздании и тем более поглядывать на часы – это сильно отвлекает от дороги. Сократив дистанцию, положите пальцы на рычаг тормоза, но помните, что этого не достаточно. В плотном потоке старайтесь смотреть не на переднюю машину, а на несколько автомобилей вперед. Тогда вы сможете заметить начало торможения потока гораздо раньше, чем зажгутся стоп-сигналы переднего автомобиля. Держитесь левой колеи передней автомашины – так будет лучше видно вам и вас. Увидев, что впереди начали зажигаться стоп-сигналы, чуть-чуть придавите рычаг тормоза, чтобы задняя машина приготовилась к торможению. Опасный автобус Опытный водитель не станет прятаться за автобусами Вы давно катаетесь, но почти всегда выезжали по выходным для собственного удовольствия. В один прекрасный день вы решаете, что не стоит тратить жизнь в пробках, и начинаете ездить на байке на работу. Вот и сегодня вы катитесь по знакомой улице. Завидев отъезжающий от остановки автобус, вы закрываете газ и притормаживаете, пропуская его. Теперь вы вынуждены ехать за автобусом. Впереди почти ничего не видно, но вы решаете обогнать автобус попозже, чтобы не перестраиваться на перекрестке. На перекрестке встречная машина начинает поворачивать налево сразу за автобусом. Вы резко принимаете вправо, уходя от столкновения, потом возвращаетесь на свою полосу. Ситуация была смертельно опасной. В некоторых штатах водители обязаны уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки. Правила надо соблюдать, но никто не заставляет вас ехать вплотную за автобусом, фургоном или каким-то большим транспортным средством, потому что тогда встречные не смогут вас увидеть. Лучше перестройтесь на другую полосу или увеличьте дистанцию. На знакомых улицах избегайте полос, по которым любят ездить маршрутные автобусы. Удар по центру Мусор всегда лежит в центре полосы Движение очень плотное, вы предельно собраны. На всякий случай вы едете по центру вашей полосы, чтобы увеличить интервал. Заодно вы сокращаете дистанцию, чтобы никто не попытался вклиниться перед вами. Вы смотрите далеко вперед, чтобы заранее заметить начало торможения потока, и держите пальцы на рычаге тормоза. Внезапно из-под передней машины показывается кирпич. Прежде, чем вы успеваете среагировать, переднее колесо резко подпрыгивает. Отброшенный кирпич попадает в заднее колесо, оно резко уходит в сторону. Вы с трудом удерживаете байк, кое-как добираетесь до обочины и осматриваете повреждения. Оба обода сломаны. Иногда просто невозможно держать в потоке комфортный интервал и дистанцию. В таких случаях следует отслеживать поток как можно дальше вперед и быть готовым к экстренному торможению. Держитесь колеи передней машины, чтобы избежать ям, камней, луж масла, выпавших коробок и прочего мусора, который собирается на центре полосы. Большие неприятности Постоянно совершенствуйте навыки прохождения поворотов В субботу вы едете с друзьями покататься по извилистым загородным дорожкам. Ваш новый мотоцикл ничуть не хуже, чем у них, но вы постоянно отстаете от группы. Вы начинаете ускоряться интенсивнее, тормозить позже и наклоняться сильнее. Когда в очередном крутом повороте байк начинает дергаться, вы понимаете, что достигли своего предела, и все равно не смогли догнать друзей. И вот посреди крутого правого поворота байк начинает жить собственным жизнью. Он просто отказывается держать заданную траекторию, вот уже переднее колесо пересекает осевую. Вы инстинктивно сбрасываете газ и притормаживаете, мотоцикл тащит к левой обочине еще сильнее, и вы вылетаете с дороги. Хорошо еще, что не было встречных. Выезд на встречную – результат плохой техники прохождения поворотов. Используйте всю ширину полосы, а не только середину – это позволит лучше использовать тягу. Перед правым поворотом сместитесь к осевой, оттормозитесь, но отпустите тормоза перед тем как наклонить байк. Смотрите туда, куда хотите ехать. Для входа в поворот применяйте контрруление. В повороте немного добавляйте газ. Обязательно потренируйтесь перед следующей групповой поездкой. Придурок за рулем Некоторые водители ненавидят мотоциклистов, другие же просто психически неуравновешенны На одной из второстепенных дорог вам попадается странный водитель. Он мотается по всей полосе, то притормозит, то ускорится, поэтому вы никак не можете выбрать момент для обгона. За вами уже собралась длинная вереница попутных машин. На одном из прямиков вы все-таки решаетесь на обгон. Водитель впереди пытается ускориться, но проигрывает. Вы снова возвращаетесь на свою полосу, а чуть позже с удивлением замечаете, что этот водитель едет прямо за вами, постоянно бибикая и грозя кулаком. Вам приходится превысить скорость, чтобы держаться от него подальше. Либо вам уже попадались такие придурки, либо обязательно попадутся. Распознать их можно по манере вождения, а иногда и по виду их автомобиля. Некоторые люди воспринимают обгон как агрессию, особенно если вы какое-то время висели на хвосте, а потом вернулись на полосу слишком рано. Другие воспринимают обгон как приглашение погоняться. Есть и такие, которые просто ненавидят мотоциклистов. Старайтесь держаться от такого водителя подальше как перед обгоном, так и после него. Можно просто остановиться и передохнуть или даже выбрать другую дорогу. Коварная грунтовка Рано или поздно придется съехать с асфальта Путешествие шло просто прекрасно, пока вы не увидели знак «Конец дороги». Невероятно, федеральная дорога не может кончаться вот так. И тем не менее ее решили реконструировать и как раз во время туристического сезона. У вас нет выбора, кроме как ехать в объезд по грунтовке на груженом байке. Впереди колеи, ямы, песок и жидкая грязь. Вот переднее колесо попало в колею и байк стал совсем неповоротливым. Вы инстинктивно замедлились и свесили ноги с подножек. Руль мотается все сильнее, и как только переднее колесо попадает на гравий, вы падаете. Вы не пострадали, но мотоцикл сильно поцарапан. Вы злитесь на строителей, за то что они затеяли ремонт, и на себя, за то что не смогли проехать без падения. Перед гравийным участком не снижайте скорость, наоборот, прибавьте газу, чтобы облегчить руление. Старайтесь выбирать участки с более плотным покрытием, вроде утоптанной грязи между колеями. Не снимайте ноги с подножек, лучше привстаньте на них, так вам будет легче сохранять равновесие. Держите ровный газ. Рано или поздно каждый встретит на своем пути грунтовку. Езда по ней требует особенных навыков. Чтобы их приобрести, покатайтесь по проселкам на кроссовом мотоцикле. Двойная проблема Все неприятности – от второй машины Вы ездите по городу все чаще и уже научились предугадывать возможные опасности – рассеянный пешеход, водитель, проскочивший на красный, грузовик, выползающий на вашу полосу. Но особенно внимательно вы следите за машинами, которые поворачивают налево на перекрестках. Сегодня вы едете по четырех полосной дороге, которая загружена не сильно, что позволяет держать скорость больше обычной. Подъезжая к очередному перекрестку, вы видите джип, мигающий левым поворотником. Вам горит зеленый, но вы знаете, что водитель джипа может неожиданно начать поворот, решив, что у него достаточно времени. Поэтому вы прикрываете газ и кладете пальцы на рычаг тормоза. Ну конечно, джип поворачивает прямо перед вами. Вы хвалите себя за прозорливость и прибавляете газ. И тут микроавтобус, стоявший за джипом, тоже решает повернуть. Вы оттормаживаетесь изо всех сил. Водитель микроавтобуса замечает вас и в панике бьет по тормозам, полностью перегораживая вам дорогу. Столкновение выбрасывает вас из седла. Нужно особенно внимательно следить за машинами, поворачивающими налево. И всегда помнить, что водитель второй машины может начать поворот вслед за первой, не заметив вас, или неправильно оценив вашу скорость. Его признают виновным, но вам от этого не легче. Помните, что превышение скорости не только увеличивает тормозной путь, но и мешает другим водителям оценить скорость сближения. Перед перекрестком чуть-чуть нажмите на тормоза, чтобы просушить диски. Будьте готовы к экстренному торможению, даже если вам горит зеленый. Продольные неровности Граница между старым и новым асфальтом провоцирует падение Вы едете по двух полосной дороге, проходящей по тихому лесу. Знак предупредил вас, что она дорогу могут выбегать олени, так что вы особенно внимательно смотрите на обочины. На дороге попадаются лесовозы, вот и еще один показался в зеркалах. Вы решаете уступить ему левый ряд и принимаете вправо. На границе полос мотоцикл подпрыгивает, и вы понимаете, что слева уложен новый асфальт, который выше старого, и вдоль всей дороги идет ступенька. Когда в решаете вернуться в левую полосу, руль неожиданно вырывается из рук, и мотоцикл падает на левый бок, разбрызгивая пластик. К счастью, сегодня вы надели полную защиту и мотоцикл остался на ходу. Просто удивительно, как быстро вы потеряли контроль над происходящим. Вы поступили правильно, уступив дорогу более быстрому грузовику. При перестроениях следует всегда обращать внимание на состояние полотна между полосами. Знаки могут отсутствовать, но старый и новый асфальт имеют разный цвет и текстуру. На участках дорожных работ следует ожидать чего угодно. Продольные неровности сильно затрудняют управление. Преодолевать их следует под углом как минимум 45 градусов. Еще раз о продольных неровностях Продольные неровности особенно опасны для мотоциклов Вы возвращаетесь домой на большом турере после воскресных покатушек. Машины еле плетутся, и ваше терпение начинает иссякать. Впереди участок дорожных работ, оставляющий только одну полосу для движения. Регулировщик пропускает ваш ряд и встречный по очереди. Вы решаете, что с вас довольно, и выскакиваете на встречную полосу. Когда регулирощик открывает дорогу встречным, вы тормозите, включаете поворотник и пытаетесь влиться в свою полосу. Но в этом месте на ней начинается слой нового асфальта. Байк опасно кренится, вы пытаетесь бороться, но тщетно – мотоцикл падает. Скорость была невысокой, так что вы не пострадали. Однако, ваш разбитый байк перекрыл движение. Следует помнить, что продольные неровности часто встречаются на ремонтируемых дорогах. Они особенно опасны для мотоциклов. Байк сохраняет равновесие благодаря контррулению. На границе старого и нового асфальта переднее колесо попадает в ловушку, поэтому поддерживать равновесие очень трудно. Лучше всего просто избегать таких неровностей. Если это невозможно, старайтесь проехать под углом как минимум 45 градусов. В описанной ситуации следовало остаться на своей полосе, или же перед возвращением принять левее, чтобы зайти пошире и проехать ступеньку под более тупым углом Показательное падение Как правильно делать медленный разворот Приехав на очередное мероприятие, вы ищете место для парковки. Пока вы едете вдоль бордюра, коллеги мотоциклисты провожают вас глазами. Все места заняты, нужн

Rus: М1-М11,М18,М20,М29,М32,М41,М51,М52,М53,М55,М56,Р21,Р504 Колыма, 67C Transfagarasan, Pamir Pass, Чуйский тракт, Coyote Pass, 66 Rout, п-ов Рыбачий

USA: Be: Ukr: Kaz: Geo: Lat: Lit: Pol: Cz: Pmr: Mld: Rum: Bul: Tur: Gre: Sk: Hun: Hrv: Sl: It: Mco: Fr: Esp: And: Bel: Ger: Srb: Kos: Mkd: Rks: Alb: Mne: Bih: Est: A: Ch: Tn: Mng: Tj: Uz: Krg...